ИТ: препятствия и перспективы.
Информатизация образовательного процесса идет уже давно, но осталось очень много проблем, которые мешают его развитию, основная из них это человеческий фактор. Информатизация напрямую зависит от людей, важно, кто ставит задачи, подбирает решения, внедряет и использует их, а квалифицированных ИТ кадров не хватает, поэтому подбирать правильное решение становится сложно и увеличивается стоимость и время его внедрения.
Невысокие зарплаты в образовании, также не способствуют появлению грамотных ИТ специалистов, молодежь не заинтересована в работе в образовании, поэтому специалисты уходят в крупные ИТ компании. Большинство преподавателей ИТ в российских вузах, это кадры старшего возраста, они хуже воспринимают современные ИТ технологии и не успевают за их развитием. Они не всегда умеют создавать лекции на современных электронных носителях, не имеют достаточных навыков пользования проектором и экраном, не полностью понимают значение Интернета , то есть, они серьезно уступают зарубежным коллегам и недостаточно хорошо взаимодействуют со студентами, поэтому современные возможности ИТ в процессе учебы используются далеко не в полную силу. Помимо преподавателей и другие сотрудники вузов недостаточно качественно пользуются компьютерами. Поэтому когда они должны работать в условиях единой информационной системы и изменяется из личная ответственность за качество введения данных у них начинаются серьезные трудности. Ректор не может своевременно получить нужную информацию по причине бездействия некоторых конкретных сотрудников, которые недостаточно хорошо владеют ИТ. Педагогическое сообщество традиционно консервативно, этим также можно объяснить их недостаточный интерес к ИТ, другие проблемы это возраст и невысокий уровень их компьютерной грамотности. Пока педагоги не понимают целесообразность применения современных методик и форм обучения, это понимание пока не соотвествует современным ИТ возможностям. Современные планшеты, цифровые лаборатории и проекторы предназначены именно для инновационного обучения, они уже прошли апробацию и показали хорошие результаты, для них есть качественные методические материалы, но на то, чтобы научиться применять все это нужно время, поэтому сейчас вузы сначала покупают современное оборудование, после чего, задумываются над тем, как его использовать. При этом, нужно сказать, что ситуация улучшается, ради получения субсидий, российские вузы начали готовить дорожные карты по информатизации и обсуждать, по итогам обсуждения, они могут получить гранты и начать развивать свои проекты. Внедренные решения, также необходимо обслуживать, во многих факультетах уже имеется большое количество современного оборудования, но нет специалистов, которые должны им заниматься. Компьютеры устаревают в среднем через 5 лет, через 10 их нужно списывать, 5 лет они лежат на складах, но не передаются школам. Нужно создавать государственную стратегию информатизации образования, пока ее нет, отсутствуют и правила, которые бы регламентировали бы сдачу отчетности по системе единого электронного окна.
Сейчас государство начало программу, которая должна сформировать позитивный имидж отечественной науки, помочь организовать обмен научными знаниями и привлечь инвесторов. Если она будет реализована, то привлечь в науку молодежь будет легче. Молодые специалисты будут лучше понимать, как можно комплексно применить ИТ в образовании, это создаст предпосылки для прогресса всей образовательной системы, очень важны также вопросы финансирования, а также качество и системность ИТ решений.
Вернуться к списку новостей →
Невысокие зарплаты в образовании, также не способствуют появлению грамотных ИТ специалистов, молодежь не заинтересована в работе в образовании, поэтому специалисты уходят в крупные ИТ компании. Большинство преподавателей ИТ в российских вузах, это кадры старшего возраста, они хуже воспринимают современные ИТ технологии и не успевают за их развитием. Они не всегда умеют создавать лекции на современных электронных носителях, не имеют достаточных навыков пользования проектором и экраном, не полностью понимают значение Интернета , то есть, они серьезно уступают зарубежным коллегам и недостаточно хорошо взаимодействуют со студентами, поэтому современные возможности ИТ в процессе учебы используются далеко не в полную силу. Помимо преподавателей и другие сотрудники вузов недостаточно качественно пользуются компьютерами. Поэтому когда они должны работать в условиях единой информационной системы и изменяется из личная ответственность за качество введения данных у них начинаются серьезные трудности. Ректор не может своевременно получить нужную информацию по причине бездействия некоторых конкретных сотрудников, которые недостаточно хорошо владеют ИТ. Педагогическое сообщество традиционно консервативно, этим также можно объяснить их недостаточный интерес к ИТ, другие проблемы это возраст и невысокий уровень их компьютерной грамотности. Пока педагоги не понимают целесообразность применения современных методик и форм обучения, это понимание пока не соотвествует современным ИТ возможностям. Современные планшеты, цифровые лаборатории и проекторы предназначены именно для инновационного обучения, они уже прошли апробацию и показали хорошие результаты, для них есть качественные методические материалы, но на то, чтобы научиться применять все это нужно время, поэтому сейчас вузы сначала покупают современное оборудование, после чего, задумываются над тем, как его использовать. При этом, нужно сказать, что ситуация улучшается, ради получения субсидий, российские вузы начали готовить дорожные карты по информатизации и обсуждать, по итогам обсуждения, они могут получить гранты и начать развивать свои проекты. Внедренные решения, также необходимо обслуживать, во многих факультетах уже имеется большое количество современного оборудования, но нет специалистов, которые должны им заниматься. Компьютеры устаревают в среднем через 5 лет, через 10 их нужно списывать, 5 лет они лежат на складах, но не передаются школам. Нужно создавать государственную стратегию информатизации образования, пока ее нет, отсутствуют и правила, которые бы регламентировали бы сдачу отчетности по системе единого электронного окна.
Сейчас государство начало программу, которая должна сформировать позитивный имидж отечественной науки, помочь организовать обмен научными знаниями и привлечь инвесторов. Если она будет реализована, то привлечь в науку молодежь будет легче. Молодые специалисты будут лучше понимать, как можно комплексно применить ИТ в образовании, это создаст предпосылки для прогресса всей образовательной системы, очень важны также вопросы финансирования, а также качество и системность ИТ решений.